1-а младшая группа Человек явился в мир. Интересный человек, новый, непохожий ни на кого. Что из него получится и кем он вырастет – это во многом зависит от нас, взрослых. Малыш не становится умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его развитие – результат большого труда родителей и воспитателей. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности ребёнка, и каждое наше ласковое слово – это уже надёжный кирпичик в фундамент. Ребёнок развивается как физически, так и духовно. Он делает первый шаг, говорит первое слово, берёт в руки карандаш и делает первый штрих на белом листе… В первые три года жизни, закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей. Занимаясь с детьми раннего возраста, я отметила, что дети со слабо развитой мелкой моторикой позже начинают говорить. Изучив множество литературы, я выяснила, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Можно ускорить развитие мелкой моторики, используя различные способы, например: · Игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п. · Пальчиковые игры. · Массаж кистей и пальцев и т.д. · Лепка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Я остановилась на таком виде деятельности как лепка. Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Таким образом, во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, а через неё и речь. Занимаясь с детьми лепкой, я столкнулась с проблемой: у детей нет интереса просто в раскатывании колбасок и шариков, им интересно пальчиком сделать ямку, отверстия и т.д. Учитывая, что для детей раннего возраста свойственно образное восприятие, я решила не просто лепить с детьми традиционные мячики, тарелочки, а применить такой вид лепки, как пластилинография. Было разработано пособие «Волшебные пальчики» для занятий с детьми от 2-х до 3-х лет. Цель пособия: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, через обучение нетрадиционной технике лепки – пластилинографии. Добиться этой цели можно решая следующие задачи: · Способствовать развитию изобразительных навыков. · Формировать пространственные представления у детей. · Обучать элементарным трудовым навыкам. · Развивать у детей технические навыки работы с пластилином. · Развивать у детей эстетическое, композиционное, пространственное восприятие. · Формировать у детей сенсорные навыки. · Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение. · Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. В данном пособии предложены конспекты занятий по изобразительной и художественной деятельности с детьми раннего возраста. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. На занятиях дети создают лепные картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности, с использованием художественного слова, игровых методов и приёмов. У детей вызывает огромный интерес создание лепных картин с изображением выпуклых полу объёмных объектов. Проводя такие занятия, я заметила, что лепка помогает детям развить фантазию, творческое мышление, моторику, речь. Они положительно влияют на нервную систему ребёнка, легко возбудимые шумные дети через некоторое время становятся более спокойными и усидчивыми. Рассказывая о своей поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Ребёнок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины. Учится подмечать в окружающем мире, незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. Всё это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воображению, самостоятельности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; воспитание чувства прекрасного, формированию изобразительных умений и навыков. У малыша развивается художественный вкус. Необходимое оборудование для занятий: · Пластилин · Плотный картон разного цвета · Стека · Доска для лепки · Салфетки для рук · Иллюстрации с изображениями · Игрушки · Муляжи Важно не перегружать ребёнка и не затягивать занятие, т.к., малыш может устать и потерять интерес к выполняемому делу. Поэтому оптимальный вариант – это гармоничное сочетание заданий на развитие различных способностей и навыков. Каждое занятие имеет свою сложность, например, композицию «Воздушные шары» дети создают за 1 занятие, а «Самолёт летит» за 2 занятия (на первом занятии дети лепят самолёт, а на втором продолжают работу с иллюминаторами, солнышком и т.д.). Самое главное – необходимо начинать упражнения с самого простого действия, постепенно усложняя его, стимулируя малыша преодолевать каждый этап. Предлагаю вашему вниманию одно занятие: «Воздушные шары» Цель: Учить детей передавать образ шарика с помощью пластилинографии. Задачи: Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. Материал для занятия: Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков размер ½ А4; Пластилин красного, синего, зеленого цветов; Воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации; Салфетка для рук; Доска для лепки. Ход занятия. 1.Организационная часть. Педагог показывает детям воздушный шарик. Педагог: Ребята, у нас сегодня гость. Кто его узнал, как его зовут? Дети: Воздушный шарик. Педагог: Какого он цвета? Дети: Красного. Педагог: Шарик прилетел к нам по воздуху, ведь он очень «легкий, воздушный, ветерку послушный». Знаете, дети, у него был друг, тоже воздушный шарик, но с ним случилась беда - он лопнул. И шарик теперь один на целом свете, ему очень грустно. Давайте поможем нашему гостю обрести друзей. Сегодня мы с вами изобразим разноцветные шарики с помощью пластилина. 2. Практическая часть. Этапы выполнения работы. Определить возможные формы воздушных шариков: круглые, овальные. Взять кусочек пластилина любого из предложенных цветов, положить на одну ладошку, а другой накрыть. Скатать шарик круговыми движениями слева направо (с право налево), надавливая на него ладошкой. Получившийся шарик положить около верхнего конца ниточки того же цвета и расплющить его, равномерно нажимая пальчиками от середины шарика к его краям. Из пластилина другого цвета скатать шарик. Прямыми движениями ладошки придать ему овальную форму положить его в конце ниточки нужного цвета, равномерно расплющить на поверхности основы. Скатать и закрепить еще один шарик любой формы. Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика и разминка для рук (сидя за столом) «Шарик» Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Шарик тужился, пыхтел. Лопнул он и засвистел. | Ладошки сжатые в кулачок прижаты друг к другу – вдох Расправить пальчики, соединить подушечки пальцев правой и левой руки так, чтобы получился «шарик» - выдох
Руки в положении надутого «шарика» - вдох. Руки сжаты в кулачок – выдох со звуком «т-с-с-с-с» |
2. Заключительная часть После выполнения работы педагог с шариком в руках обходит детей, каждого хватит за выполненную работу от имени шарика. В конце занятия провести игру «Пузырь». Взявшись за руки, дети вместе с педагогом становятся в тесный круг и начинают «раздувать пузырь»: при каждой строчке текста игры все неторопливо шагают назад, получается большой растянутый круг. На последних словах дети бегут в центр круга, после этого игра начинается сначала. Раздувайся пузырь, Надувайся большой. Оставайся такой, Да не лопайся! Пых-х-х! А закончить игру можно так: когда пузырь лопнет, педагог говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели…» Дети разбегаются в разные стороны. |