- Продолжать учить составлять связные, развернутые, непрерывные высказывания.
- - Закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
- Познакомить детей с глобусом-моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области Земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному.
- Уточнить представления детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности Земли – на ней есть жизнь (растения, животные, человек).
- Воспитывать интерес, заботливое отношение к животному миру.
Материал: карта Солнечной системы, макет планеты Земля, глобус, картинки с изображением животных наших лесов, мольберт, магнитофон, аудиозапись с голосами животных и космической музыки, чистая кассета для записи рассказов детей о животных, конверт с письмом.
Ход занятия:
Воспитатель демонстрирует карту Солнечной системы.
В: - Ребята, перед вами карта Солнечной системы. Вспомните и покажите, что на ней изображено.
Д: - Солнце, планеты, Земля.
В: - А что такое Солнце?
Д: - Солнце – это звезда, вокруг него вращаются по орбитам планеты.
В: - Посмотрите, как расположены планеты по отношению к Солнцу?
Д: - Планеты по-разному удалены от Солнца: одни расположены ближе к нему, другие – дальше.
В: - Как вы думаете, какая планета больше всего получает тепла?
Д: - Чем ближе орбита планеты к Солнцу, тем больше солнечного тепла на нее попадает, тем на ней теплее.
На Меркурии и Венере немного жарче, чем на Земле, потому что они находятся ближе к Солнцу.
В: - А на Марсе, на других планетах, как вы думаете, какая температура?
Д: - Марс получает меньше тепла, чем Земля, а до других планет тепло доходит совсем мало.
В: - Действительно. Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла, но в то же время нет невыносимой жары, какая есть, например, на Венере, есть прохлада и холод, но и они не такие сильные, как на более далеких планетах.
Давайте представим, что мы космонавты. Посмотрите в иллюминаторы нашего космического корабля на планету Земля. На что она похожа?
На карамысле весит макет Земли (вид из космоса).
Д: - Она похожа на шар, голубого цвета.
В: - Почему вы думаете, что она голубая? Что обозначено этим цветом?
Д: - Потому, что большая часть планеты занята океанами и морями.
(вношу глобус)
В: - Действительно, наша Земля, как рассказывали космонавты, похожа на сверкающий, голубой, большой шар. Изображают ее в виде глобуса. На нем есть все, что есть на Земле, только в уменьшенном размере. Давайте рассмотрим его.
(Воспитатель показывает и обобщает ответы детей о том, что большую часть планеты занимают моря и океаны)
Какие еще цвета есть на глобусе?
Д: - Зеленый. Это леса, равнины.
В: - А что такое равнины? (Показываю)
Д: - Равнина – это ровная, без гор и холмов, земная поверхность, покрытая лесами, полями, лугами.
В: - Что обозначено желтым цветом?
Д: - Пустыни.
В: - Белым?
Д: - Полюса, снега.
В: - Правильно, это белоснежные полюсы Земли сверкают в отражении солнечного света.
А вот это что такое? Как вы думаете? (показываю на горы)
Д: - Коричневым цветом обозначаются горы. Чем темнее цвет, тем горы выше.
В: - Вот какая наша Земля! Она такая разноцветная и красивая, потому что она живая, на ней живут растения, животные и очень много людей. Все могут жить на планете Земля, потому что есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух – можно дышать, есть пресная вода – можно пить, есть, чем питаться.
Игра «Отгадай животное»
Ход игры:
Дети делятся на две подгруппы: одна – придумывает животное и показывает его повадки,
а вторая – отгадывает, что это за животное.
Стук в дверь.
(Принесли конверт с письмом)
Ребята, посмотрите, что нам принесли. От кого же это письмо, какие-то значки, точки. Вы что-нибудь понимаете? Да это же азбука «Морзе». Сейчас мы это постараемся прочитать:
«Здравствуйте, Земляне! Однажды, пролетая на НЛО мимо вашей планеты, мы услышали незнакомые для нас звуки. Помогите расшифровать».
Из конверта достаем аудиокассету.
Давайте присядем на ковер и послушаем.
(На кассете слышны голоса животных)
Вы узнали эти звуки? А как вы догадались, кому они принадлежат?
Дети отгадывают голоса и повторяют их.
А где живут все эти звери?
Д: - Они живут в наших лесах.
В: - Дети, кто о каком животном хотел бы рассказать, а я ваш рассказ запишу на пленку, которую мы пошлем марсианам.
(Воспитатель предлагает детям взять иллюстрацию животного, о котором он хотел бы рассказать)
Рассказы детей записываются на аудиокассету.